Поиск по этому блогу

Кехрибари означает янтарь

2 декабря 2024 г.

Если вожделенное анисовое греческое ципуро было доставлено мне по категорическому заказу, то ещё один напиток оказался приятной и интересной неожиданностью, проще говоря сюрпризом. Речь о традиционном греческом вине, причём традиция его изготовления уходит в пугающую своей давностью древность. Вино, вернее, целый класс вин называется рецина (Ρετσίνα), что по-гречески означает смола: не путать с рициной, украинским и латинским (Ricinus) названием клещевины, из которой делают и весьма полезное, популярное касторовое масло, и смертельный яд.

Какое отношение смола имеет к вину? Дело в том, что для хранения вина в Древней Греции использовали амфоры, и чтобы избежать перекисания продукта, — при очень длительном хранении вино превращается в уксус, — горлышко сосуда герметизировали сосновой смолой, которая неизбежно проникала в вино. Потом (уже древние римляне) изобрели способ хранения вина в бочках, и надобность в смоле, вроде бы, отпала, но широкие массы греческих трудящихся за столетия привыкли к смолянистому привкусу и тихо возроптали. Пришлось виноделам добавлять в вино смолу, исключительно потакая вкусам населения, а не руководствуясь производственной необходимостью.

Крепнет у меня подозрение, что аналогичные причины лежат и в основе использования схожей смолы при изготовлении болгарских и македонских мастик, хотя подтверждений своим сомнениям я пока не нашёл. Даже тот факт, что используемые при этом смолы-мастики добываются из разных пород деревьев, не может являться убедительным доказательством. Похоже, в балканском регионе издревле живёт необъяснимая тяга к употреблению смол в пищу. Впрочем, и в Италии к некоторым винам добавляют смолу, но это, скорее, редкое исключение — уж не от забредших на Апеннины греков пошла традиция?.

Полученная мной бутылка рецины оформлена в минималистическом стиле (см. коллаж вверху справа, рядом с названием публикации), что полностью соответствует имиджу народного вина: рецина доступна из-за своей низкой стоимости и незатейливости — никаких изысканных вкусов за ней отродясь не водилось (кроме, естественно, привкуса смолы, хотя вряд ли его можно отнести к изыскам), тем не менее, безыскусность не означает плохое качество.

Беспощадное сражение с греческими надписями на этикетках оставило много непонятностей, но позволило, в конечном итоге, составить более-менее вразумительное первичное впечатление о продукте. Во-первых, название κεχριμπάρι переводится как янтарь, хотя до янтарного цвета этому вину, мягко говоря, далековато (см. фото слева). Во вторых, из вариантов перевода надписей на горлышке («доставка в движении», «предательство в Китае», «традиция в движении») вычленилось вполне приемлемое «развивающаяся традиция» и название бренда, под которым выпускается вино — Кехрис. В третьих, под названием продукта (Кехрибари) написано: «название соответствует традиции» (скорее всего, это относится к классу вина, рецине) и «белое сухое вино с 1939 года». И уже в самом низу, в четвёртых, «произведено и разлито: С.Кехри и Ко. , Калохори, Салоники, Греция, греческий продукт».

По утверждению сайта бренда Кехрис всё началось почти 90 лет тому назад с семейного ресторанчика «Кокорас» (похоже, означает «Петух»), в старом городе Салоники — там начали подавать рецину «Кехрибари» , и слава о качественном напитке быстро распространилась по округе. Через 15 лет в Калохори была основана компания «Братья Кехрис», которая занялась выпуском не только рецины «Кехрибари», но и вин конаки, узо, бренди, ликёров. Ещё через 30 лет компанию возглавила Стелла Кехри и, похоже, переименовала предприятие в честь себя, любимой — «С.Кехри и Ко». В 2006 году была создана новая рецина «Слеза сосны», которая затем получила кучу медалей различного достоинства на винных тусовках — похоже, к её созданию приложила руку Елена Кехри, завершившая в 2003 году своё обучение в Бордо и возвратившееся в лоно семьи с инновационными идеями. Как вы понимаете, «сосновьи слёзы» мне пока не достались, но я не теряю оптимизма!

Должен заметить, что идея присвоить вину имя, созвучное фамилии владельца оказалась весьма продуктивным маркетинговым ходом, хотя фамилия Κεχρη как и начальная часть названия вина Κεχρι- переводятся с греческого как просо. Может греческое название янтаря Κεχριμπάρι каким-то образом ассоциируется с просом? Впрочем, для дилетанта заниматься этимологией — дело не только бесперспективное, но даже безнравственное: откровенно пугают бредни М.Задорнова в последние годы перед его смертью (впрочем, рак мозга…).

Сейчас компания производит только вина, в том числе несколько разновидностей рецины: никаких упоминаний об узо, ципуро, бренди и других виноградных вкусностях я на сайте не нашёл. Современное производство рецины довольно жёстко регламентировано на законодательном уровне: допускается использование только смолы иерусалимской сосны и не более 10 грамм на литр, причём чем меньше, тем лучше (обычно 5-15% от допустимого) — высокое содержание смолы является признаком низкого качества вина.

Очевидно, рецина «Кехрибари» является вином чрезвычайно высокого качества, поскольку я так и не почувствовал привкуса смолы. Другие члены семьи, принимавшие участие в дегустации, вроде бы, вкус уловили, но меня подобная нечувствительность не напрягает — я к ней уже привык. Может, будь винца побольше (в бутылке содержалось 0,5 л), или будь оно покрепче (11,5% алкоголя), то удалось бы прочувствовать все «прелести» и мне, но не сложилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий