Поиск по этому блогу

Анисовый новогодне-рождественский гостинец

7 января 2026 г.

Если дочь твёрдо усвоила, что моей непререкаемой страстью является джин «Сапфир Бомбея» (что уверенно подтвердила недавним подарком к Рождеству), то её друг также непоколебимо знает о проснувшемся у меня непреодолимом интересе к анисовым напиткам (ракы и узо, а также ципуро и мастике, не забывая про пастис). Эти знания нашили своё практическое воплощение в том, что вслед за гостинцем от дочери подоспела и передача от дочкиного друга.

Нетрудно догадаться, что как и год тому назад Дима прислал греческую узо (почти ставшую традиционной ). В дополнение к прошлогоднему гостинцу, на этот раз подоспел аутентичный греческий напиток, гарантированно изготовленный в Греции и лишь продающийся в Болгарии. Особенность же «пляжной» узо из предыдущего года заключалась в её полуболгарском происхождении: скорее всего, её соорудили в Болгарии, но под суровым греческим надзором, хотя это совершенно не отразилось на качестве и вкусовых характеристиках продукта.

Говорят, если вам на голову упал кирпич, то это обидная случайность. Если в том же месте вам на голову снова падает кирпич, то это досадное совпадение. Если же в том же месте на голову падает кирпич в третий раз, то это милая традиция.

Нечитаемое название этой новой узо (ох, уж этот греческий алфавит!) произносится примерно как «Бабадзим» с неизбежной поправкой на греческую фонетику, не говоря уже о правилах чтения (кто бы мог подумать, что буквосочетание μπ читается как б). Производство узо своими корнями глубоко уходит в турецкую историю: когда-то греки массово трудились на винокурнях Турции (а может и не только в винокурнях), а потом столько же массово сорвались на историческую родину (похоже, после распада Оттоманской империи, но это не точно) и в процессе исхода невзначай прихватили с собой секреты производства ракы.

Один из таких греков Стамбула, особо хорошо относившийся к работникам его винокурни, заслужил от турков прозвище «папочка», «папуля» — по-туреци «бабадзим». Псевдо настолько приклеилось к добряку, что после возвращения в греческую Македонию, этот грек основал в Македонии винокурню Бабадзим, а звали грека Анестис Бабазимопулос.

Предприятие выпускает два вида узо (обычную и классическую), два вида ципуро (одну с травами, вторую с анисом) и семь виноградных ракий-бренди (по сортам винограда: Шардоне, Мерло, Каберне и т.п.)

Мне досталась обычная узо и её отличие от классической заключается в количестве использованного «тела» , полученного при перегонке сырья для узо: если в «сорокаградусной» узо должно содержаться не менее 20% «тела», то моя узо содержит 40% (в классической — 100%).

В теории самогоноварения, первая порция результата перегонки браги называется «головой» (перваком): она самая крепкая (60-75% этанола), но и наиболее насыщена всякой всячиной, в том числе и вонючими, вредными и даже ядовитыми компонентами (метанол, уксусный альдегид, ацетон, токсичные летучие эфиры). После «головы» идёт «тело» («сердце»), крепостью не менее 45% чистого, приемлемого алкоголя, а оставшийся «хвост» снова содержит всякую «бяку», но уже не столь ядовитую — сивушные масла, тяжёлые сложные эфиры, фурфурол.

Местные стандарты регламентируют обязательное минимальное содержание в узо «тела». Интересно, что по-гречески «тело» называется μαγιά — произносится майя, хотя побуквенно читается как «магия» и означает «колдовство».

Неукоснительно следуя строгим указаниям болгарского импортёра — наклейка гласит «Консумирайте отговорно» (см. фото справа), — я очень ответственно подошёл к употреблению и восхитился мягкостью и неназойливостью вкуса: то ли я давненько не прикладывался к узо-мастике, то ли сказалось праздничное настроение (Ісус хрещається! В річці Йордан!). Скорее всего, столь позитивный результат был вызван действительно отличным качеством продукта — моя повторная дегустация (на следующий день), совершённая в сравнении с остатками пастиса, не только подтвердила, но и укрепила меня в первоначальном мнении.

Налей ещё ...

Можжевеловый новогодне-рождественский гостинец

3 января 2026 г.

Всё началось в Святвечер: то ли Санта Клаус, то ли Йоулупукки, то ли Студенец-Карачун, то ли Угрюмый Мертвец (примерно так переводится с английского Dead Moroze) вдохновили дочь подарить мне на Рождество «Сапфир Бомбея» — речь вовсе не о легендарном фиолетово-синем корунде, более известном как «Звезда Бомбея», а о бутылочке одноимённого джина. Эти упомянутые рождественско-новогодние дядьки знали кому нашёптывать: дочка непоколебимо уверена в моей не менее непоколебимой приверженности именно к такой разновидности джина.

Впрочем, на этот раз произошла некая вариация — вместо классического варианта «СБ», я стал счастливым обладателем версии «Закат» (Sunset): речь не о завершении-закате производства бренда, а о ежевечернем временном уходе Солнца за горизонт.

Новинка (ранее Bombay Sapphire Sunset Special Edition мне не попадался) оказалась «покрепче» традиционного джина, — содержит 43% алкоголя вместо 40% (впрочем, в последнее время всё чаще встречается вариант традиционного «Сапфира Бомбея» для коктейлей, содержащий 47% спирта), — и особую «изюминку» рассматриваемого варианта составляют дополнительные ингредиенты: белый кардамон, куркума и высушенная под солнцем кожура мандаринов с «паровым насыщением ароматами» (скорее всего, пары спирта при перегонке проходят через корзинку с этими специями).

Действительно, на боковых поверхностях бутылки выгравированы тринадцать ароматических компонентов, использованных при создании Bombay Sapphire Sunset в отличие от десяти, используемых для стандартного Bombay Sapphire и двенадцати для Bombay Sapphire East. Речь идёт уже об упоминавшихся куркуме и белом кардамоне (оба из Индии), а также мандариновых корках из испанской Мурсии (как и лимонная кожура для всех типов этого сорта джина).

Текст на контрэтикетке утверждает, что идея создания разновидности Bombay Sapphire Sunset навеяна «густым теплом и оранжевым отблеском заходящего солнца, когда день переходит в ночь». Джин всё так же изготавливается с 2014 года на винокурне «Лаверстокская мельница» (Laverstoke Mill Distillery) неподалёку от Овертона (Гемпшир, Англия) — предприятие известно с XVIII века своим участием в производстве бумаги, правда, тогда оно не было винокурней. Но хозяевами бренда Bombay Sapphire так и остаётся холдинг Баккарди, а если точнее, то его французская ветвь BMF (Baccardi-Martini France).

И, наконец, главное — вкушение. Не знаю, то ли начисто забылся вкус привычного любимого напитка (чуть было не переключился полностью на анисовую вкуснятину), но мои ощущения были буквально потрясены идеальной сбалансированностью: джинчик потребляется как нектар-амброзия: даже можжевеловая тема полностью ощущается только на запах, но попадая в рот, полностью гармонизируется с прочими ингредиентами. Красота!

Налей ещё ...