Совершенно справедливое и, должен отметить, своевременное замечание! Справедливое потому, что я, как приверженец джина–стрейт, то есть, джина без прибамбасов–разбавлений вряд ли способен квалифицированно судить о коктейлях, а своевременное потому, что я уже воспринял и прочувствовал этот упрёк, ещё до того, как уважаемый читатель высказал его вслух или в коммент.
И действительно, я не очень разбираюсь в коктейлях, хотя могу изредка побаловать себя «Кровавой Мэри» (только правильно приготовленной!) или «Бешеной собакой» . Но всё это только под особое настроение и по какому–нибудь нетривиальному случаю.
А вот «Бешеной собакой» я проникся уже после моего первого визита к соседям. «Wściekły pies» тоже должен иметь слоистую структуру, но строится он в обратном порядке: сначала наливается водка, а в неё — малиновый сироп (густая жидкость сразу опускается на дно рюмки и не смешивается с оковитой). Финальный штрих — две капли острого красного «Tobasco» (эти капли сами укладываются рыжими мохнатыми пятнами на границу раздела беленькой и сиропа). Пьётся, как и положено, залпом: кто ж водяру как чай сёрбает?
Будьмо!
Что касается коктейлей на основе джина, то здесь мои познания сводятся к джин–тонику (будь он неладен!) и мартини. Ко второму традиционному варианту — мартини — я отношусь более терпимо, чем к первому — джин–тонику (будь он дважды неладен!) и только благодаря рецепту сэра Уинстона Черчиля.
По этой объективной причине статья моя основана на чужом мнении — профессионального бармена, хорошо знающего особенности джина «Бомбейский сапфир»
Лет, эдак, десять тому назад — может больше, может меньше — подарили мне друзья–иностранцы полуджентльменский набор: две литровые бутылки моего любимого джина и добротно изданную книжку — сборник рецептов коктейлей из нескольких городов мира, — в общей упаковке из прозрачного голубого пластика: как вы понимаете, моё джинопитейное кредо позволило бы присвоить набору статус полностью джентльменского только в случае отсутствия «коктейльного» довеска.
Книжка, естественно, была заложена на длительное хранение, с глаз долой (хватило ума не выбросить), а джин выпит с чувством глубокого удовлетворения, породив светлую печаль после опустошения последней бутылки — эдакое щемящее чувство от неизбежной потери. Но вновь пришёл «звёздный» час: это я про «Звезду Бомбея», в честь которой назван любимый бренд джина, и сияние которой для моего читателя вот–вот заструится через стекло коктейльных рюмок, хайболов, харикейнов и гоблитов.
Несмотря на то, что автор книги, — профессиональный бармен, Джейми Уокер, который именует себя и коллег не иначе, как миксологами (наверное, по аналогии с диетологами, надеюсь, не с проктологами), то есть, смесеведами или калапуцезнавцами, — управляет несколькими барами в Лондоне, консультирует и обучает барменов, я не возьмусь рекомендовать его как безусловного гуру в этой области: лично не знаком–с, а природная осторожность, усугубленная приобретённой скептичностью, призывает сдержанно относиться к рекомендациям неведомых (равно как и известных) авторитетов.
В общем, достал я книженцию, сдул с обложки пыль (вру — не было пыли), перечитал её название (такое же, как и заголовок этой статьи), полистал пожелтевшие страницы (вру — страницы вовсе не пожелтели) и начал изложение (уже безо всякого перевирания, честно).
У джина есть свой характер. Это значит, что в контексте коктейлей бывают подходящие для него компании (например, он любит цитрусы), а есть места, куда его невозможно втиснуть: он не таков, как некоторые другие крепкие напитки и его нельзя смешивать с чем попало. Более того, он вносит свой неоценимый вклад, занимая во вкусе коктейля центральное место. Особая ценность «Бомбейского сапфира» для коктейлей заключается в том, что в нём отсутствует доминирование какого–либо из компонентов, входящих в его состав: вкусовой баланс этого джина предоставляет возможность дополнять его новыми нотами, а не маскировать слишком сильные. Это похоже на восприятие музыки: мы слышим оркестр в целом, но временами отчётливо выделяем тему гобоя или скрипки.
Начинать лучше всего с классики: классическим коктейлям, в частности, мартини (хорошо, что не джин–тонику, будь он трижды неладен!), присущи признанное совершенство, простота, сбалансированность и элегантность. Что же касается моды, то классика выше неё.
Сначала авторство приписывалось французскому придворному композитору по фамилии Мартини, которые в 1763 году смешивал джин с белым вином. Много позже (1887 год) Джерри Томас, бармен одного из отелей Сан–Франциско, утверждал, что он сконструировал коктейль для путешественника, направлявшегося в золотодобывающий город Мартинез: плеснул биттера, дважды плеснул мараскина, добавил полный стакан вермута, лёд и стопку «котяры».
По другой версии, тоже связанной с городом Мартинез, в 1870 году в бор Хулио Ришелье зашёл золотоискатель за бутылкой виски. Золотой самородок, который посетитель выложил в уплату за напиток был великоват, и клиент потребовал на сдачу ещё один напиток. Ришелье налил снова, но перед тем, ка выдать заказ, сунул в рюмку оливку.
Некоторые утверждают, что название коктейля связано с винтовкой Мартини–Генри, состоявшей на вооружении британской армии в 1871–1891 годах: дескать, эти двое должны получать своё из отдачи.
Термин «мартини» впервые появляется в наставлении барменам от 1888 года (весьма похоже на привычный сегодня сухой мартини), а в книге 1896 года автор смешивает две части плимутского джина с одной частью вермута и, брызнув в эту смесь апельсиновым биттером, называет её «маргаритой»
В конечном итоге, главный бармен одного из нью–йоркского отеля, Мартини ди Арми ди Таггия в 1911 (а может и 1912) году смело и решительно смешивал в равных частях лондонский сухой джин и французский вермут «Нуайи Прат», добавлял апельсинового биттера, охлаждал на льду и процеживал в холодный стакан (завсегдатаям добавлялась оливка).
А теперь — рецепты классического мартини от широко известного в узких кругах лондонского смесеведа:
- Базовый (просто классический мартини)
- Размешать 25 мл М. (здесь и далее под М. подразумевается итальянский вермут торговой марки «Мартини») в стакане со льдом и слить жидкость (чтобы на кубиках льда остались только следы вермута). Добавить ко льду 50 мл БС. (здесь и далее через БС. обозначается джин «Бомбейский сапфир»), перемешать и процедить в охлаждённый бокал. Украсить витком лимонной кожуры или оливкой. Если украсить смесь двумя оливками, то на глазах у изумлённой публики простой классический мартини превратится во «Франклин мартини» (ржунимагу!). Если же смесь предварительно покалапуцать в шейкере, то напиток будет называться «Брэдфорд мартини». А вот безо всяких украшений коктейль приобретает название «Дикенс мартини». Добавление четверти рюмки рассола от оливок превращает напиток в «Грязный (Dirty) мартини».
Честное слово, как малые дети… Без слёз читать невозможно: лучше уж пить джин неразбавленным. - Кларидж мартини (Claridge martini)
- Прополоскать лёд в 25 мл М. (как в базовом рецепте) и слить жидкость. В стакан со любом добавить 60 мл БС,, 20 мл тройного сухого «Кюрасао» и 20 мл абрикосового бренди (паленки), перемешать и сцедить в замороженный бокал. Украсить кожурой лимона.
- Мартини к завтраку (Breakfast martini)
- После традиционных манипуляций с 25 мл М. (размешивание со льдом и сливание), добавить ко льду 60 мл БС., 15 мл свежевыжатого лимонного сока и чайную ложку лёгкого апельсинового джема, сцедить в замороженный бокал и украсить кожурой апельсина.
Притормозил я немного на этом рецепте, задумался над названием (состав — дело десятое): иожет напрасно я столь категоричен в отношении джиновых коктейлей — хлобыстал бы такой замес без зазрения совести и с толстым удовольствием каждое утречко, «для разугреву»… - Гибсон мартини
- Уже наловчились полоскать кубики льда в вермуте? Тогда добавьте к этим кубикам с потёками М. на гранях традиционные 60 мл БС. Перемешайте и сцедите жидкость в замороженный бокал, украсьте двумя барными луковками на одной шпажке.
- Буравчик (Gimlet)
- После рутинной предварительной манипуляции со льдом и М., добавьте к испачканным вермутом кубикам льда всё те же 60 мл БС., 25 мл лимонного ликёра и 15 мл воды (впрочем, воду можно не добавлять). Процедите в замороженный бокал и украсьте лимонным клином.
- Негрони (The Negroni)
- Когда флорентийский граф Негрони возжелал испить чего–нить американскенького, но «с чуть большей отдачей», ему смешали в традиционном низком стакане со льдом 25 мл БС., 25 мл биттера М. и 25 мл красного М. Потом сверху плеснули содовой и украсили долькой апельсина: получился горький и сухой, но очень освежающий вкус.
Но классический набор джиноносных коктейлей не ограничивается мартини: прижились в широких трудящихся массах и «безвинные» (без вермута) составы, твёрдой поступью перешедшие в разряд классики.
- Бомбейская (или бомбеистая?) ежевичка (The Bombay Bramble)
- Купание льда в вермуте закончилось и для приготовления этого, и всех последующих классических «немартини», процесс начинается с БС. и шейкера. Энергично смешайте 50 мл БС. 25 мл свежевыжатого лимонного сока и 15 мл сахарного сиропа со льдом в шейкере, затем процедите в широкий низкий стакан, наполненный толчёным льдом. Тонкой струйкой влейте по центральной оси стакана «крем де мюр» (ежевичный ликёр), пока он не проникнет сквозь смесь до дна. Украсьте свежими ягодами ежевики.
- Космополит (The Cosmopolitan)
- 40 мл БС., 25 мл «Куантро», 25 мл клюквенного сока и 15 мл сока лайма взбить в шейкере со льдом и слить в охлаждённый бокал (коктейльную рюмку). Украсить апельсиновой кожурой. Говорят, получается «крепкий фруктовый коктейль со смягчёнными гранями». Во как!
- Французская семидесятипятка (The French 75)
- Для приготовления коктейля, созданного в 1925 году и названного в честь легендарной во времена Первой мировой войны французской 75–миллиметровой полевой пушки, нужно смешать в шейкере 20 мл БС., 15 мл свежевыжатого лимонного сока и 15 мл сахарного сиропа (со льдом, конечно), потом слить в бокал, добавить шампанского и слегка перемешать.
- Том Коллинз (Tom Collins)
- 60 мл БС., 30 мл свежевыжатьго лимонного сока и 15 мл сахарного сиропа смешать в шейкере со льдом, слить в высокий стакан Коллинза и украсить долькой лимона.
Вот, собственно и всё, что касается классики жанра, которой посвящён только один разворот книжки, а остальные 70 страниц — современным вариациям на тему. Но об этом — уже в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий